Разговор с экспертом
Свой ключевой опыт я получил в компании «Живое обучение», в окружении профессионалов, с которыми мы реализовали сотни интересных проектов по разработке курсов и траекторий обучения, внедрению и проектированию LMS. Именно на этом этапе я учился больше всего, экспериментировал, допускал невероятное количество ошибок и находил неожиданные решения. Именно в этот период я понял, что обучение взрослых, как и медицина, всегда имеет дело с последствиями.
В 2007 году меня пригласили в первую и лучшую команду в стране. Набирался опыта у старших и опытных коллег в отделе поддержки электронного обучения в МЭСИ. Очень много читаю зарубежных сайтов, смотрю, кто и что делает, как схожие задачи решают коллеги в других странах, какие подходы, методы и инструменты используют. Также много читаю книг зарубежных авторов, связанных как с обучением людей, психологией, нейрофизиологией, так и с проектированием и дизайном, маркетингом. Отдельной категорией стоят книги по саморазвитию и художественные фильмы: из них беру идеи по повышению вовлеченности, мотивации, по способам подачи материала. Весь этот набор даёт почву для постоянных экспериментов с формой и инструментарием.
Каждый проект по разработке электронных курсов интересен. Я всегда стремлюсь сделать что-то иначе по сравнению с прошлым проектом. В конце проекта провожу анализ и стараюсь найти что-то, что ещё можно изменить и что можно привнести в будущий проект. Могу особенно выделить проект по разработке электронного курса для развития навыка работы с возражениями при продаже банковских продуктов. Было множество ограничений и препятствий: не было исходного материала, не было эксперта, не было ясно сформулированной бизнес проблемы. Это все потребовало очень длительного этапа подготовки, но в итоге был разработан игровой многоуровневый курс-симулятор, в котором слушатели смогли получить алгоритм действий, познакомиться с типовыми возражениями клиентов банка, а главное, в безопасной, для себя и банка, среде потренироваться в работе с возражениями.
Самой важной проблемой в современном обучении я считаю отсутствие мотивации обучающихся. Ученики ожидают готовые алгоритмы, рецепты. Но обучение – это процесс, который никогда не останавливается. Обучение – это возможность найти свой собственный способ решить задачу. С другой стороны, проблема кроется в «обученцах», бездумно копирующих и применяющих методики, инструменты, подходы, концепции которые не помогают или даже вредят аудитории.
Сейчас я работаю над внедрением e-learning в тяжелом машиностроении. Это проект на более чем 40 000 сотрудников, в котором предполагается как обучение рабочего персонала базовым техническим дисциплинам, так и развитие личностных компетенций, необходимых современному человеку.
Делиться экспертизой для меня важно с эгоистической точки зрения: в процессе у меня появляется возможность обдумать концепции и подходы, получить от аудитории или задать самому себе неожиданные вопросы. Это позволяет оставаться в тонусе и находить новые зоны развития.
„Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других." — Роза Люксембург
Моё увлечение - это кулинария и выпечка из теста. Это мне позволяет, с одной стороны, переключить сознание на совершенно иной вид деятельности. С другой стороны, приготовление блюд из мяса или теста, как и профессиональная деятельность, всегда сопровождается экспериментами. Нет четких рецептов, правил, инструкций, ограничений. Есть только базис, понимание основ, остальное – повод для постоянных опытов, проб, ошибок, поиска новых формул.